10 января 2008 •

Гражданская война — война внутри одного государства, охватывающая значительную часть населения одной национальности и вероисповедания. Вызывается необходимостью перераспределения власти и собственности.
Энциклопедия "Вокруг света"

В прошлом тысячелетии Россия частенько воевала со Швецией. В промежутках между войнами мы наращивали армейскую мощь, поднимали флот и строили МГУ, несмотря на постоянные противоречия, возникающие внутри страны. А вот шведы всегда жили дружно, не конфликтуя. Раскол наметился уже в наше время, в XX веке. Причиной и главными действующими лицами гражданской войны стали автомобили.



Saab и Volvo. Volvo и Saab. О том, что эти автомобильные марки родом из Швеции, знают все, хотя сейчас они фактически таковыми уже не являются. Спросите любого, даже плохо разбирающегося в автомобилях человека, где делают Volvo и Saab? В ответ однозначно услышите: "В Швеции!" Между этими двумя брендами, начиная с середины прошлого века, идут соперничество и борьба за лидерство. Каждый хочет доказать, что он лучший и имеет право на большее. Все признаки гражданской войны налицо: национальность одна – шведы, вероисповедание одно – автомобили, а перераспределение власти и собственности и объяснять не стоит.
Конечно, Volvo была первой. Когда в начале 40-х годов компания разработала "народные" модели PV36 и PV51, на Saab все еще строили самолеты. Но после окончания Второй мировой войны, в 1949 году появился первый Saab 92. И пошло-поехало. С тех пор эти две компании стали обмениваться чувствительными уколами в виде новых моделей автомобилей. Автомобили эти были разными – и по конструкции, и по сути, и по целевой аудитории. Как говорится, что вольвоводу хорошо, то сааберу плохо. Несмотря на то что в современном автомобильном мире границы между марками стремительно стираются, шведы все еще верны себе, стараются блюсти имидж – каждый свой. Volvo и Saab по-прежнему разные, по-прежнему каждый гнет свою линию. Сегодня мы попробуем донести это до вас посредством условного сравнения двух моделей, схожих по концепции, по классу, но абсолютно различных по ощущениям за рулем и настроению.
Когда в 1983 году на Франкфуртском автосалоне компания Saab показала прототип открытой версии модели 900, в Volvo были заняты другим. Только-только начались продажи Volvo 740 – автомобиля легендарного, но настолько "кубического", что позавидовали бы сами Пикассо и Брак. С элегантными формами 900 Convertible его было не сравнить. Но Volvo никогда не проповедовала элегантность. Его коньком всегда были надежность и безопасность, что не в последнюю очередь проявлялось и в формах. К тому же – и время доказало это – Volvo более консервативная и инертная компания, нежели Saab, легко и беспечно шагающая по жизни. Этой легкости мы и обязаны появлением кабриолета на базе 900-й модели. Когда Роберт Синклер потребовал открытой модификации для США, ее прототип тут же построили, а через три года запустили в серию. Лишь спустя 11 лет Volvo явила миру свой автомобиль без крыши на шасси модели S40. Но сейчас уже мало кто помнит об этой истории, а у нас в гостях два современных кабриолета обеих компаний в топовых версиях – Saab 9-3 Aero Convertible и Volvo C70 T5.
Вот они стоят передо мной. Один – в ярком лимонно-желтом окрасе, другой, как и подобает Volvo, в более сдержанном, но не менее красивом бежевом "металлике". В дизайне традиции чтят оба. Saab сохранил фирменную решетку радиатора, затекающие на передние крылья фары и этот сексуальный взлет подоконной линии ближе к корме, которые были еще на том самом прототипе 1983 года. Volvo с течением времени изменился больше, хотя передняя часть, даже изрядно скруглившись, отсылает нас к предкам. На смену кубизму пришли плавные линии. Кузов С70 – совместный труд калифорнийской студии VMCC и итальянцев из Pininfarina – выглядит просто великолепно.
Как и все остальные кабриолеты, наши лучше всего смотрятся с опущенным верхом. Подходы к складыванию-раскладыванию у автомобилей разные. Здесь, как ни странно, Saab более консервативен – его крыша матерчатая, в то время как Volvo щеголяет жесткой. Это трехсекционное чудо укладывается в багажник за 30 секунд. Лишние, по сравнению с Саабом, 10 секунд с лихвой окупаются наблюдением за этим завораживающим действом. Механизм состоит более чем из 700 деталей! Но зато крышу 9-3 можно опускать на ходу на скорости до 30 км/ч (очень удобно, можно сложить ее, например, подъезжая по двору к подъезду или к офису), а С70 требует для этого перевести рычаг "автомата" в Parking да еще и нажать на тормоз.
Опустили. Взглядам открылось нутро наших шведских испытуемых. Война продолжается – белые против черных. Здесь Volvo вне конкуренции. Его восхитительный белоснежный салон выполнен безупречно. Хорошая кожа, высококачественные материалы отделки и отличный, специально настроенный для езды без верха звук от Dynaudio. Saab, конечно, не такой красавчик. Интерьер выполнен в черном цвете, качество материалов хуже. Оживляют салон вставки под цвет кузова на "подоконниках" – этакий привет от советского автопрома, помните вазовскую "копейку"?
Открываю дверь С70. Ух ты, какая толстенная! В ней специальные брусья, увеличивающие жесткость кузова. Saab обходится дверьми потоньше. Тем не менее обе модели в разные годы признавались самыми безопасными кабриолетами. Здесь перемирие – на безопасности помешаны обе шведские компании. Кузова обоих автомобилей значительно усилены, большое количество элементов изготовлено из высокопрочной стали. Оба снабжены выстреливающими в случае переворота дугами. У Volvo за задними сиденьями – мощная перегородка, чтобы сложенная крыша при ударе сзади деформировалась именно в багажнике. Забегая вперед, скажу, что на управляемости автомобилей не сильно сказывается, с опущенным или поднятым верхом вы едете.
Усаживаясь за руль, сразу понимаешь, на что настроен каждый из автомобилей. Посадка в одном и в другом удобна, но если мягкое комфортное кресло С70 предполагает расслабленную посадку, то сиденье Aero сразу крепко обхватывает тело, давая понять, что не отпустит даже при серьезных боковых ускорениях. Приборы Volvo просты и понятны, как апельсин, что не мешает им выглядеть очень изящно. Усилия на всех переключателях и кнопочках "парящей" центральной консоли выверены идеально. Saab оригинальничает. Фирменные "пумпочки" дефлекторов вентиляции, большая тарелка спидометра, ключ зажигания на центральном тоннеле (настоящий атавизм: раньше, на автомобилях с ручной КПП это было своего рода противоугонной системой – нельзя было вытащить ключ, не включив заднюю передачу) и знаменитая функция Night Panel словно кричат: "Я – не такой как все" Но тот, кто хоть раз сидел за рулем Saab, без труда найдет общий язык и с этим.
Перед тем как отправиться в путь, расскажу немного об оружейном арсенале противоборствующих сторон. Под капотами обоих кабриолетов – турбомоторы. У 9-3 это V-образная шестерка, у С70 – коронный рядный мотор о пяти цилиндрах. Характер у двигателей разный. Конечно, современный Saab уже лишен того знаменитого "турбопинка", следующего за столь же внушительным лагом, как на прежних четырехцилиндровых агрегатах, но подхват после 3500 об/мин все же ощутим. Мотор Т5 тянет ровно почти с холостых оборотов – другая школа, школа low pressure. Настройки автоматических трансмиссий тоже разнятся. Пятиступенчатая АКП С70 перебирает ступени плавно, а ручной режим не особо обостряет реакции, что, правда, не мешает бежевому кабриолету набирать 100 км/ч за 8 секунд. "Автомат" Saab имеет шесть ступеней. Он более драйвовый, но только в спортивном, а особенно в ручном режиме, когда можно переключать передачи специальными лепестками на руле. В обычном Drive коробка едва ли расторопнее вольвовской. Подвески автомобилей представляют собой смесь стандартных передних стоек McPherson с задними подруливающими многорычажками.
Решаю: первым будет Volvo. Крышу долой, газ в пол! С70 плавно уходит с места, давая понять, что любые мои порывы пошустрить он прикончит на корню. Но скорость растет. Без огня, без надрыва, но растет. Только "автомат" успел подоткнуть вторую, как я понимаю, что пора поднимать окна – ветер загулял по салону. Нажимаю специальную клавишу, становится лучше, но пока я выполнял эти манипуляции, стрелка спидометра уже добралась до 140 км/ч, и опять стало ветрено. Сбрасываю до 120, и вот оно – счастье! Неспешно качусь по шоссе, принимая солнечные ванны и наслаждаясь тем, чего не предложит ни один закрытый автомобиль – голубым небом над головой. Volvo не хочет гнать. Нет, не подумайте, что он медленный. Мощности в 230 сил вполне хватает, чтобы в большинстве случаев первым уйти со светофора или без проблем выполнить длинный обгон. Но "горячего" здесь нет. Зато есть надежность и основательность, которые ощущаются в каждом движении С70. Это касается и управляемости. Подвеска похожа на другие модели Volvo. Глотает даже серьезные неровности, но при этом иногда страшно бухает. Привыкаешь и перестаешь обращать внимание. Машина следует за рулем с ленцой – приходится крутить его с опережением, но потом четко и уверенно идет в заданном направлении. Не пугает, не нервирует. Солидно едет. Без фанатизма.
Пересаживаюсь в Saab и в очередной раз отмечаю, что повадки 9-3 после последнего рестайлинга стали гораздо лучше. В чем-то даже вернулись к славным корням. Отличная цепкость, даже несмотря на переизбыток момента на передней оси. Руль не настолько четкий, как у седана или универсала (см. МОТОР, № 1–2, 2008), но по сравнению с Volvo –это уже инструмент. Чувствуешь не только угол поворота, но даже проскальзывание одного из колес. Реакции на газ здесь гораздо более острые, автомобиль без промедления следует за педалью. Aero приветствует активного водителя. Жертвуя в определенной мере плавностью хода, 9-3 предлагает превосходные для кабриолета отклики на движения всеми органами управления. Что там ветер, безжалостно треплющий шевелюру, - мне некогда поднимать крышу, а на спидометре уже 200 км/ч! Так и несусь дальше в полностью управляемом полете.
К тормозам обоих кабриолетов никаких претензий нет – эффективно, мощно, прогнозируемо. Как нет их и к вместительным салонам. Задний ряд сидений абсолютно функционален, это не какие-нибудь "плюс два"! Вот только пассажирам там приходится несладко с опущенным верхом – сдувает! Есть и еще одна проблема, но она связана не столько с автомобилями, сколько с окружающей нас действительностью. После дня, проведенного в открытой машине, кожаный салон покрывается толстым слоем дорожной пыли, руки становятся черными, а волосы, как пакля. Что уж говорить, воздух в наших мегаполисах прозрачен только на вид. Поэтому опускать крышу лучше только за городом. В любом случае, я прекрасно понимаю людей, ездящих без верха: эти эмоции несравнимы ни с чем другим.
Как видите, гражданская война внутри Швеции продолжается. И так уж вышло, что наши сегодняшние герои способны наиболее ярко подчеркнуть разницу между двумя легендарными скандинавскими марками. Ответа на вопрос, кто из них лучше, не существует. Эти два кабриолета – прекрасные образчики "открытого" племени. Каждый человек сам выберет более подходящий для себя в меру своего темперамента и потребностей. Как не существует ответа на вопрос, когда закончится эта война и закончится ли вообще. По мне, так это именно тот случай, когда война – мать родна и двигатель прогресса одновременно. Make war, not love!







История шведского кабриолетостроения

Говорят, идея создания кабриолета Saab принадлежит Роберту Синклеру, бывшему в те годы президентом отделения Saab в США. Он потребовал, чтобы поставляемые в Штаты нотчбеки Saab 900 были с кожаным салоном, кондиционером, турбированным мотором и… складывающейся крышей! К его словам отнеслись более чем серьезно и представили прототип первого кабриолета Saab на базе 900-й модели в 1983 году на автосалоне во Франкфурте. Все, что хотел Синклер, в 900 Convertible было, а крыша, к тому же, опускалась и поднималась полностью автоматически. В 1986 году кабриолет пошел в серию. Следующее поколение 900 Convertible появилось в 1993 году, а в 1997-м модель 900 стала называться 9-3. В 1998-м вышла в свет первая версия Aero с открытым кузовом. Третья генерация Convertible была представлена в 2003 году и продолжала выпускаться вплоть до 2008-го, когда ей на смену пришел наш сегодняшний герой.
Saab 900 Convertible Prototype, 1983
Saab 900 Turbo Convertible, 1986 – 1993
Saab 900 S Convertible, 1993 - 1998
Saab 9-3 Aero Convertible, 1998 - 2003
Saab 9 3 Aero Convertible, 2003 - 2007
Saab 9 3 Convertible BioPower, 2008











У Volvo история открытых машин началась на 15 лет позже, чем у Saab. Первое поколение кабриолета С70, сделанного на базе одноименного купе, появилось в салонах дилеров в 1998 году. Между прочим, первый С70 располагал матерчатым верхом. Это уже потом, во время повальной моды на жесткие крыши, в 2005-м шведы решили не отставать и снабдили таковой новый С70, который и побывал у нас на тест-драйве.
Volvo C70 Convertible, 1998 – 2005

Источник: Motorru