Детское место. Volvo V70 и Volvo XC70
1 июня 2007
Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора
С чего начинается пресс-релиз, посвященный новому универсалу Volvo V70 и его кантри-версии Volvo XC70? Конечно, с безопасности. Казалось бы, что нового можно здесь придумать? Куда еще встроить подушку, чтобы сделать Volvo не просто безопасным, а супербезопасным автомобилем? Оказывается, резервы есть — инженеры Volvo взялись за детей. Специальные сиденья-трансформеры, надувные «занавески» увеличенного объема, модернизированная система защиты от боковых ударов — все ради них, мирно сопящих на заднем сиденье семейного универсала. Шведского универсала.
Крепкая шведская семья (в хорошем смысле) предпочитает универсал любому другому типу кузова — в этой стране «вагоны» составляют больше половины парка легковушек. А потому появление парочки Volvo V70/XC70 для шведов — событие не менее важное, чем дебют большого седана Volvo S80, на платформе которого и построены обе «семидесятки».
Но и для нас, россиян, это интересная новость. Во-первых, «внедорожный» универсал Volvo XC70 у нас пользуется устойчивым спросом — в прошлом году был продан 1091 автомобиль. Во-вторых, к появлению новых «семидесяток» приурочены два знаковых события: начало официальных продаж дизельных автомобилей Volvo в России и русификация системы навигации. А раз так, для первого знакомства выбираю Volvo XC70 c шильдиком D5 на задней двери. Дизель! Само собой, с навигацией.
Но знакомство с русифицированным навигатором придется отложить до сентября, когда «семидесятки» появятся в России. А в Германии тестовые автомобили были укомплектованы европейскими DVD-картами, обрывающимися на границе Польши с Белоруссией. Карты довольно точные — по ним мы легко нашли Домский собор в центре Кельна, проложили маршрут в Голландию, до границы с которой оказалось всего-то 150 км… А главное, вовремя вернулись в отель. Если системщики смогут нарисовать подробную карту и сохранить ту же логику управления в «русской» версии, навигация Volvo станет хорошим помощником на наших дорогах.
А что дизель? Честно говоря, от 185-сильного пятицилиндрового мотора D5 второго поколения я ожидал большего. Да, он тяговит и кристально «чист» — мотор укомплектован сажевым фильтром и удовлетворяет нормам Euro 4. Но на немецких автобанах прыти дизельного Volvo не хватает: даже разгоняясь «в пол», не всегда удается без помех влиться в поток со второстепенной дороги. Впрочем, в этой нерасторопности виноват не только двигатель, но и работающий с ним в паре шестиступенчатый «автомат». Когда утапливаешь педаль, он в первую очередь заботится о комфорте: все переключения мягкие, плавные, но не быстрые. Согласно паспортным данным дизельный Cross Country набирает сотню за 9,9 с. Немало.
Нет, дизельный XC70 к спортивной езде не располагает. Даже если перевести регулировку усилителя руля в «тяжелое» положение High, даже если задать спортивный режим работы амортизаторов (это позволяет сделать опционная система Four-C), Volvo продолжает ехать в стиле кантри — c приличными кренами и без спортивной остроты в реакциях. Точно так же, кстати, едет и бензиновая версия, под капотом которой стоит рядная «шестерка» мощностью 238 л.с. Разгоняется бензиновый универсал, конечно, веселее — сотню набирает за 8,6 с. Но подвеска на «спорт» никак не тянет.
Впрочем, какой спорт! Ведь мы говорим о Volvo, да еще о версии Cross Country. Тут главное — комфорт и безопасность. Попасть в аварию на XC70 надо постараться. «Слепые» зоны, не видимые в зеркалах, отслеживают камеры системы BLIS, активный круиз-контроль предупреждает об опасности звуковым и световым сигналом. Не стоит забывать и про систему стабилизации DSTC — работает она очень грамотно. Я проверял на мокрой дороге — специально превышал скорость на входе в поворот. Ничего страшного не происходит: автомобиль немного выскальзывает наружу в пределах своей полосы, а затем электроника начинает грамотно бороться со сносом и затаскивает автомобиль внутрь поворота. А если отключить DSTC? Все то же самое: отключается только противобуксовочная система, а «стабилизация» продолжает работать. В общем, безопасность и еще раз безопасность. Активная, пассивная, любая…
А как же удовольствие от вождения?
Оно есть. Но это удовольствие другого рода. Визжать шинами в поворотах, рвать с места со светофоров… Нет, Volvo не для этого. А для удовольствия ехать с комфортом.
В салоне тихо: дизель подает голос только на высоких оборотах, а бензиновый двигатель едва слышен во всем диапазоне. Да и подвеска в положении Comfort хорошо справляется с дорожными неровностями. Сворачиваю на проселок. Ямы, промоины, остатки каменной мостовой — подвеска держит, пробоев нет. Думаю, выдержит и на наших дорогах — особенно если учесть высокопрофильные по сегодняшним меркам шины 235/55 R17 и дорожный просвет 210 мм. Правда, внедорожный потенциал Volvo более чем скромный: полный привод с муфтой Haldex, которая подает момент на задние колеса «по требованию», да система Hill Descent Control (HDC) — она позволяет спускаться с крутых склонов на скорости 10 км/ч, отпустив педаль тормоза. Проверил на скользком после дождя грунтовом спуске — действительно работает. Некоторую уверенность вселяло и то, что если бы автомобиль сполз с дороги, то кусты оцарапали бы в первую очередь пластиковый обвес, которым опоясан XC70 по всему периметру кузова. Да и пенек в колее не страшен — есть защита моторного отсека.
А что нового в салоне? Для тех, кто уже поездил на Volvo S80 (см. АР №10, 2006), — ничего. Такие же приборы-блюдца с жидкокристаллическими экранами на дне, такой же руль с кнопками управления активным круиз-контролем и «музыкой»… Такая же «легкая», ниспадающая консоль с мелкими кнопками. Да и посадка за рулем один в один — комфортное сиденье с электрорегулировками располагает к спокойной езде.
Багажник объемом 575 литров — вот новость! Пол поднимается при помощи газовой пружины, в подполье — большая ниша-органайзер, а под ней «запаска-докатка». За доплату багажник можно оборудовать крючками, сетками, разделителями объема и откидной решеткой, которая позволит перевозить в нем собаку. Задние спинки складываются в пропорции 40:20:40 — средняя секция выполняет роль подлокотника или окна для перевозки длинномеров. Все хорошо! Для полного счастья не хватает только отдельно открывающегося заднего стекла. Впрочем, можно заказать дверь с электроприводом: нажал кнопку на брелоке — и Сезам распахивается автоматически.
Багажник объемом 575 л с просторным подпольем можно укомплектовать дополнительными аксессуарами: крючками для пакетов или откидной решеткой для перевозки собак |
На фоне кантри-версии обычный универсал Volvo V70 меркнет: без пластикового обвеса и с «низкой» подвеской. Клиренс 143 мм для наших дорог — несерьезно. Конечно, можно рассуждать о более низком центре тяжести, о лучшей управляемости… Но разве что в Германии, где на автобанах Volvo V70 действительно имеет ряд преимуществ. Он устойчивее на скоростной дуге, за счет лучшей аэродинамики у него выше максимальная скорость (235 км/ч против 215 км/ч для бензиновых шестицилиндровых версий). Но в России все это нюансы, не слишком-то важные на фоне полноприводности и «внедорожности» версии XC70.
Кстати, у модели XC70 все версии с полным приводом. А в гамме обычных универсалов V70 муфта Haldex в приводе задних колес — опция, за которую придется доплатить около $2000. «В базе» полный привод имеет лишь самая дорогая версия Volvo V70 T6.
На скользком 35-процентном уклоне система HDC работает безупречно
Нет, для России Volvo XC70 куда предпочтительнее. Даже с учетом более высокой цены — полноприводный XC70 дороже переднеприводного V70 в среднем на 4000 евро. Это в Германии. Ситуация с ценами в России пока не разрешилась — до начала продаж еще три месяца. Но, как говорят в Volvo, новый универсал V70 будет стоить практически столько же, сколько и седан S80, цены на который начинаются от $46900 (версия 2.5T с механической коробкой передач). Универсалы с «автоматами» и дизельным мотором, не говоря уже о версии XC70, будут однозначно дороже — около $50000—55000. Но поднимать цены выше шведам смысла не имеет. Ведь более крупный и престижный кроссовер Volvo XC90 2.5T можно купить за $57900…
Паспортные данные | |||||||
Параметры | Автомобили | ||||||
Volvo V70 | Volvo XC70 | ||||||
Модификация | 2.5Т | D5 | I6 | T6 | D5 | I6 | |
Тип кузова | пятидверный универсал | пятидверный универсал | |||||
Число мест | 5 | 5 | |||||
Размеры, мм | длина | 4823 | 4838 | ||||
ширина | 1861 | 1861 | |||||
высота | 1547 | 1604 | |||||
колесная база | 2816 | 2815 | |||||
колея передняя/задняя | 1588/1586 | 1604/1570 | |||||
дорожный просвет | 143 | 210 | |||||
Объем багажника, л | 575/1600* | 575—1600* | |||||
Снаряженная масса, кг | 1632 | 1652 | 1653 | 1765 | 1794 | 1742 | |
Полная масса, кг | 2150 | 2180 | 2150 | 2220 | 2390 | 2390 | |
Двигатель | бензиновый, с турбонаддувом | дизельный, с турбонаддувом | бензиновый, с распределенным впрыском | бензиновый, с турбонаддувом | дизельный, с турбонаддувом | бензиновый,с распределенным впрыском | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |||||
Число и расположение цилиндров | 5, в ряд | 6, в ряд | 5, в ряд | 6, в ряд | |||
Рабочий объем, см³ | 2521 | 2400 | 3192 | 2953 | 2400 | 3192 | |
Степень сжатия | 9,0:1 | 17,3:1 | 10,8:1 | 9,3:1 | 17,3:1 | 10,8:1 | |
Число клапанов | 20 | 20 | 24 | 24 | 20 | 24 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 200/147/4800 | 185/136/4000 | 238/175/6200 | 285/210/5600 | 185/136/4000 | 238/175/6200 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 300/ 1500—4500 | 400/ 2000—2750 | 320/3200 | 400 /1500—4800 | 400/200—2750 | 320/3200 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) | автоматическая, 6-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) | автоматическая, 6-ступенчатая | |||
Привод | на передние колеса | полный, с муфтой Haldex в приводе задних колес | |||||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |||||
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | |||||
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |||||
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |||||
Шины | 215/55 R16 | 215/55 R16 | 225/50 R17 | 235/55 R17 | |||
Максимальная скорость, км/ч | 230 (220)** | 225 (215) | 235 | 245 | 210 (205) | 215 | |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 8,1 (8,5) | 8,9 (9,4) | 8,4 | 7,2 | 9,3 (9,9) | 8,6 | |
Средний расход топлива, л/100 км | 9,3 (10,2) | 6,5 (7,4) | 10,5 | 11,3 | 7,3 (8,3) | 11,4 | |
Емкость топливного бака, л | 70 | 70 | |||||
Топливо | АИ-95—98 | дизтопливо | АИ-95—98 | дизтопливо | АИ-95—98 | ||
* Со сложенными задними сиденьями | |||||||
** Данные в скобках — для автомобилей с автоматическими коробками передач |
Вначале было…
Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ
Первый универсал Volvo появился на свет в 1953 году — это был трехдверный Volvo PV445 Duett, построенный на агрегатах легковой модели PV444. Название Duett означало, что универсал может быть как «рабочей лошадкой», так и семейным автомобилем для выездов за город. От прародителя Дуэту достались вся передняя часть кузова до дверей, двигатели объемом 1,4 и 1,6 л, трехступенчатая коробка передач. Но если у седана PV444 был несущий кузов, то у универсала — полноценная рама! Дело в том, что шасси с легковой передней частью кузова и задней рессорной подвеской выпускалось еще с 1949 года — сторонние фирмы использовали его для постройки кабриолетов, универсалов, фургонов и пикапов. Именно успех подобных грузопассажирских моделей и сподвиг фирму Volvo на постройку собственного универсала.
В 1958 году базовая модель была модернизирована — появился седан Volvo PV544. А через два года обновили и универсал: Volvo P210 Duett отличался от предшественника моторами с увеличенным до 1,8 л объемом, цельным лобовым стеклом и новой приборной панелью. Универсалы Duett были очень популярны и продержались на производстве до 1969 года, в то время как выпуск базовой модели Volvo PV544 прекратился четырьмя годами ранее.
Универсал Volvo P220 нового семейства Amazon дебютировал в 1962 году на мотор-шоу в Стокгольме. Пятидверный автомобиль был заметно крупнее Дуэта и уже не претендовал на роль фургона. Дизайн Volvo P220 Amazon был выполнен в американском стиле. Задняя зависимая подвеска стала пружинной. Как и базовый седан P120, универсал отличался неплохим уровнем пассивной безопасности — здесь применялись травмобезопасная приборная панель и ремни для всех седоков (спереди — трехточечные). Двигателей предлагалось два — объемом 1,8 или 1,9 л мощностью от 75 до 115 л.с. в разных версиях. Новинкой 1965 года стал трехступенчатый «автомат» Borg-Warner.
В ноябре 1967 года появился совершенно новый Volvo 145 — первый универсал с зонами запрограммированной деформации кузова при авариях. В этом автомобиле уже присутствуют основные черты современных больших универсалов Volvo — вертикальная задняя стенка и огромный багажный отсек, объем которого у Volvo 145 превышал два кубометра! Изначально задние боковые окна состояли из двух частей, но в 1970 году их место заняло единое стекло. Схема подвесок осталась прежней, зато на всех колесах появились дисковые тормоза. На универсалы ставили двигатели объемом 1,8—1,9 л мощностью 85—135 л.с. Была грузопассажирская модификация Express с высокой крышей.
В 1974 году в результате глубокой модернизации серии Volvo 140 было представлено новое семейство — Volvo 240. Американское управление дорожной безопасности NHTSA признало Volvo 240 самым безопасным автомобилем на рынке США — этому способствовали утопленные дверные ручки, увеличенные бамперы, измененный передок и иное оформление интерьера. Двойные поперечные рычаги в передней подвеске уступили место стойкам McPherson. Моторы были такими же, как у седанов, — от 68-сильного дизеля до 150-сильного бензинового двигателя с турбонаддувом. А с 1975 по 1985 год выпускалась модификация Volvo 265 с мотором V6 PRV (Peugeot-Renault-Volvo) мощностью до 156 л.с.
Престижные универсалы Volvo 740 и 760 появились в 1985 году как замена модели 265 — прежде всего для американского рынка. Версия 740 оснащалась четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями, а на Volvo 760 ставили моторы V6. Дизельные двигатели и четырехцилиндровые бензиновые агрегаты с турбонаддувом (165 л.с.) были общими для обеих версий. Интересно, что в статистике продаж доля модификации 760 составила всего около 10% — покупатели предпочитали более доступные версии.
В 1990 году появилось семейство Volvo 940/960 — модернизированные модели 740 и 760. Внешность изменилась не сильно, зато теперь было жесткое разделение по двигателям: турбодизели и четырехцилиндровые агрегаты — у Volvo 940, а рядные бензиновые «шестерки» — у 960-й модели. Первая продержалась на производстве до 1998 года и ушла на покой в первозданном виде, а вторая была модернизирована в 1995 году — у Volvo 960 изменилось «выражение лица», универсал наконец-то обзавелся задней независимой подвеской (на седанах она появилась еще в конце 80-х годов) с поперечной однолистовой рессорой из композитных материалов. В 1997 году индекс 960 сменился на V90, а через год производство было свернуто.
Февраль 1993 года ознаменовался появлением переднеприводного универсала Volvo 850. Покупателям предлагались только пятицилиндровые двигатели — бензиновые (в том числе с турбонаддувом) и один турбодизель. Спереди у машин были стойки McPherson, сзади — независимая двухрычажная подвеска. Volvo 850 стал первым универсалом, на который с 1994 года начали устанавливать боковые подушки безопасности. В 1996 году появился полноприводный универсал Volvo 850 AWD с вискомуфтой в приводе задних колес и многорычажной задней подвеской.
В конце того же года серия 850 была модернизирована и, в соответствии с новой системой индексации моделей, преобразована в 70-е семейство — универсал стал называться Volvo V70. Новая передняя панель, слегка измененный передок... В 1997 году появилась еще одна полноприводная модификация — V70 XC (Cross Country) с увеличенным дорожным просветом и пластиковым обвесом. На версию XC пришлось 17% выпущенных универсалов.
В конце 1999 года начался выпуск Volvo V70 второго поколения. В отличие от предшественников, этот универсал стал самостоятельной моделью. Чтобы обеспечить хорошую аэродинамику, сохранив при этом традиционный «квадратный» багажный отсек, передок пришлось сделать более обтекаемым и «зализанным». В начале 2000 года в продажу поступила модификация Volvo XC70, у которой в приводе задних колес появилась многодисковая муфта Haldex с электронным управлением. Под капотом, как и прежде, — только пятицилиндровые агрегаты мощностью до 300 л.с. у модификации V70 R. Производство Volvo V70 второго поколения завершилось в 2007 году с появлением автомобилей третьего поколения.
Под фанеру
Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора
Одновременно с дебютом «семидесятки» в Германии состоялась премьера обновленных Volvo S40/V50. Я поездил на седане S40, прокатился на универсале V50 и…
«Фанерная» отделка салона — на любителя
Шасси осталось прежним. Единственное техническое достижение — увеличение мощности двигателя топ-версии T5 с 220 до 230 л.с. Остальное — чистый макияж. Новые светотехника и бамперы сделали S40 похожим на S80, а V50 — на новоиспеченный универсал V70. А если заглянуть в салон, то… Неужели шведы внедрили отделку фанерой? «Новый вариант: панели из светлого скандинавского дуба», — гордо объяснили дизайнеры. И действительно, на панелях сверху приклеены тонкие пластинки натурального дерева. Но вот «фанерная» структура, которая видна на боковом срезе, — это пластиковая имитация.
А еще в салонах S40 и V50 появились новые места для мелких вещей. «Мы не прекращали работы до тех пор, пока не удостоверились, что каждый сантиметр пространства используется максимально эффективно», — объясняет Стив Харпер, ответственный за дизайн обновленных Volvo. В карманы передних дверей теперь помещаются папки с бумагами формата А4. На центральной консоли появились ниша для мобильного телефона и шторка, закрывающая подстаканники. Изменилась форма рукоятки стояночного тормоза. А консоль теперь тянется к задним сиденьям и оканчивается откидным держателем для полуторалитровых бутылок — симпатично и удобно.
На S40/V50 тоже можно установить сиденья-трансформеры, но только «одноэтажные» — для детей постарше | Надстройка над тоннелем стала симпатичнее и вместительнее | Объем багажника универсала Volvo V50 — 362 л до уровня шторки, но если сложить задние сиденья, то полезный объем (под крышу) составит 1257 л |
Понятно, что фейслифтинг Volvo не мог пройти без внедрения новых систем безопасности. Среди них двухрежимные стоп-сигналы: при обычном торможении они просто горят, а если водитель резко жмет на тормоз, фонари начинают мигать, предупреждая тех, кто едет сзади, об опасности. Если обновленный Volvo попадает в аварию и срабатывают подушки безопасности, то автоматически включается аварийная сигнализация. А в темное время избежать неприятностей помогут поворотные биксеноновые фары, которые появились в списке опций.
Система BLIS доступна и на младших сериях Volvo |
Аудитория покупателей S40 стремительно молодеет: если сравнивать с машинами первого поколения, выпускавшимися до 2003 года, то доля покупателей в возрасте до 35 лет выросла с 23% до 45%. И руководство компании Volvo всячески поощряет молодежь: так, для новых S40/V50 доступна аудиосистема Premium Sound c цифровым усилителем Alpine, которая позволяет слушать музыку в формате Dolby Pro Logic II Surround. Отдельно можно заказать адаптеры для подключения плееров iPod или любых других — с помощью USB-кабеля.
Впрочем, молодежь больше бы привлекли низкие цены. Но здесь — извините… Как водится, после фейслифтинга цены на Volvo S40/V50 подросли. Если в начале года седан S40 с двигателем 1.6 (101 л.с.) можно было купить за $23900, то теперь обновленный автомобиль с тем же мотором стоит $25400. С «автоматом» по-прежнему предлагается лишь 170-сильная версия с мотором 2,4 л — цены на нее начинаются от $32900. А за топ-версию 2.5 T5 (230 л.с.) придется выложить $40900. Универсалы Volvo V50 в среднем на $1300 дороже седанов.
После фейслифтинга Volvo V50 (слева) и Volvo S40 (справа) стали похожи на «старших братьев» V70 и S80
Источник: АвтоРЕВЮ