1 июня 2007 •

Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора

С чего начинается пресс-релиз, посвященный новому универсалу Volvo V70 и его кантри-версии Volvo XC70? Конечно, с безопасности. Казалось бы, что нового можно здесь придумать? Куда еще встроить подушку, чтобы сделать Volvo не просто безопасным, а супербезопасным автомобилем? Оказывается, резервы есть — инженеры Volvo взялись за детей. Специальные сиденья-трансформеры, надувные «занавески» увеличенного объема, модернизированная система защиты от боковых ударов — все ради них, мирно сопящих на заднем сиденье семейного универсала. Шведского универсала.

Крепкая шведская семья (в хорошем смысле) предпочитает универсал любому другому типу кузова — в этой стране «вагоны» составляют больше половины парка легковушек. А потому появление парочки Volvo V70/XC70 для шведов — событие не менее важное, чем дебют большого седана Volvo S80, на платформе которого и построены обе «семидесятки».

Пластиковый обвес и клиренс 210 мм выгодно отличают XC70 от его «гражданской» версии V70 с дорожным просветом 143 мм Встроенное в сиденье детское место может подниматься на два уровня: первый предназначен для детей ростом 115—140 см и весом от 22 до 36 кг, а второй — для малышей ростом от 95 до 120 см и весом 15—25 кг. При боковых ударах детей защищает удлиненная на 60 мм шторка безопасности

Но и для нас, россиян, это интересная новость. Во-первых, «внедорожный» универсал Volvo XC70 у нас пользуется устойчивым спросом — в прошлом году был продан 1091 автомобиль. Во-вторых, к появлению новых «семидесяток» приурочены два знаковых события: начало официальных продаж дизельных автомобилей Volvo в России и русификация системы навигации. А раз так, для первого знакомства выбираю Volvo XC70 c шильдиком D5 на задней двери. Дизель! Само собой, с навигацией.

Но знакомство с русифицированным навигатором придется отложить до сентября, когда «семидесятки» появятся в России. А в Германии тестовые автомобили были укомплектованы европейскими DVD-картами, обрывающимися на границе Польши с Белоруссией. Карты довольно точные — по ним мы легко нашли Домский собор в центре Кельна, проложили маршрут в Голландию, до границы с которой оказалось всего-то 150 км… А главное, вовремя вернулись в отель. Если системщики смогут нарисовать подробную карту и сохранить ту же логику управления в «русской» версии, навигация Volvo станет хорошим помощником на наших дорогах.

Интерьер — один в один как у нового седана Volvo S80. Шведский стиль! Кресла мягкие, а за доплату их можно оснастить обогревом и вентиляцией
Сзади в универсалах весьма просторно За доплату — задний пульт управления «музыкой»

А что дизель? Честно говоря, от 185-сильного пятицилиндрового мотора D5 второго поколения я ожидал большего. Да, он тяговит и кристально «чист» — мотор укомплектован сажевым фильтром и удовлетворяет нормам Euro 4. Но на немецких автобанах прыти дизельного Volvo не хватает: даже разгоняясь «в пол», не всегда удается без помех влиться в поток со второстепенной дороги. Впрочем, в этой нерасторопности виноват не только двигатель, но и работающий с ним в паре шестиступенчатый «автомат». Когда утапливаешь педаль, он в первую очередь заботится о комфорте: все переключения мягкие, плавные, но не быстрые. Согласно паспортным данным дизельный Cross Country набирает сотню за 9,9 с. Немало.

Нет, дизельный XC70 к спортивной езде не располагает. Даже если перевести регулировку усилителя руля в «тяжелое» положение High, даже если задать спортивный режим работы амортизаторов (это позволяет сделать опционная система Four-C), Volvo продолжает ехать в стиле кантри — c приличными кренами и без спортивной остроты в реакциях. Точно так же, кстати, едет и бензиновая версия, под капотом которой стоит рядная «шестерка» мощностью 238 л.с. Разгоняется бензиновый универсал, конечно, веселее — сотню набирает за 8,6 с. Но подвеска на «спорт» никак не тянет.

Комбинация приборов — стильная и лаконичная Под блоком управления светом — гашетка электромеханического «ручника»
Камера системы бокового предупреждения (BLIS) в сильный дождь подает ложные сигналы Меломаны могут заказать разъемы USB или iPod для подключения плееров

Впрочем, какой спорт! Ведь мы говорим о Volvo, да еще о версии Cross Country. Тут главное — комфорт и безопасность. Попасть в аварию на XC70 надо постараться. «Слепые» зоны, не видимые в зеркалах, отслеживают камеры системы BLIS, активный круиз-контроль предупреждает об опасности звуковым и световым сигналом. Не стоит забывать и про систему стабилизации DSTC — работает она очень грамотно. Я проверял на мокрой дороге — специально превышал скорость на входе в поворот. Ничего страшного не происходит: автомобиль немного выскальзывает наружу в пределах своей полосы, а затем электроника начинает грамотно бороться со сносом и затаскивает автомобиль внутрь поворота. А если отключить DSTC? Все то же самое: отключается только противобуксовочная система, а «стабилизация» продолжает работать. В общем, безопасность и еще раз безопасность. Активная, пассивная, любая…

А как же удовольствие от вождения?

Оно есть. Но это удовольствие другого рода. Визжать шинами в поворотах, рвать с места со светофоров… Нет, Volvo не для этого. А для удовольствия ехать с комфортом.

В салоне тихо: дизель подает голос только на высоких оборотах, а бензиновый двигатель едва слышен во всем диапазоне. Да и подвеска в положении Comfort хорошо справляется с дорожными неровностями. Сворачиваю на проселок. Ямы, промоины, остатки каменной мостовой — подвеска держит, пробоев нет. Думаю, выдержит и на наших дорогах — особенно если учесть высокопрофильные по сегодняшним меркам шины 235/55 R17 и дорожный просвет 210 мм. Правда, внедорожный потенциал Volvo более чем скромный: полный привод с муфтой Haldex, которая подает момент на задние колеса «по требованию», да система Hill Descent Control (HDC) — она позволяет спускаться с крутых склонов на скорости 10 км/ч, отпустив педаль тормоза. Проверил на скользком после дождя грунтовом спуске — дейст­вительно работает. Некоторую уверенность вселяло и то, что если бы автомобиль сполз с дороги, то кусты оцарапали бы в первую очередь пластиковый обвес, которым опоясан XC70 по всему периметру кузова. Да и пенек в колее не страшен — есть защита моторного отсека.

«Железный человек» заведует распределением потоков воздуха в салоне. Удачное решение! Шестиступенчатый «автомат» отличается комфортными переключениями
Опционная мультимедиасистема с двумя независимыми экранами, на один из которых можно вывести сигнал от внешнего источника Русифицированная навигация появится на автомобилях Volvo уже в сентябре

А что нового в салоне? Для тех, кто уже поездил на Volvo S80 (см. АР №10, 2006), — ничего. Такие же приборы-блюдца с жидкокристаллическими экранами на дне, такой же руль с кнопками управления активным круиз-контролем и «музыкой»… Такая же «легкая», ниспадаю­щая консоль с мелкими кнопками. Да и посадка за рулем один в один — комфортное сиденье с электрорегулировками располагает к спокойной езде.

Багажник объемом 575 литров — вот новость! Пол поднимается при помощи газовой пружины, в подполье — большая ниша-органайзер, а под ней «запаска-докатка». За доплату багажник можно оборудовать крючками, сетками, разделителями объема и откидной решеткой, которая позволит перевозить в нем собаку. Задние спинки складываются в пропорции 40:20:40 — средняя секция выполняет роль подлокотника или окна для перевозки длинномеров. Все хорошо! Для полного счастья не хватает только отдельно открывающегося заднего стекла. Впрочем, можно заказать дверь с электроприводом: нажал кнопку на брелоке — и Сезам распахивается автоматически.

Багажник объемом 575 л с просторным подпольем можно укомплектовать дополнительными аксессуа­рами: крючками для пакетов или откидной решеткой для перевозки собак

На фоне кантри-версии обычный универсал Volvo V70 меркнет: без пластикового обвеса и с «низкой» подвеской. Клиренс 143 мм для наших дорог — несерьезно. Конечно, можно рассуждать о более низком центре тяжести, о лучшей управляемости… Но разве что в Германии, где на автобанах Volvo V70 действительно имеет ряд преимуществ. Он устойчивее на скоростной дуге, за счет лучшей аэродинамики у него выше максимальная скорость (235 км/ч против 215 км/ч для бензиновых шестицилиндровых версий). Но в России все это нюансы, не слишком-то важные на фоне полноприводности и «внедорожности» версии XC70.

Кстати, у модели XC70 все версии с полным приводом. А в гамме обычных универсалов V70 муфта Haldex в приводе задних колес — опция, за которую придется доплатить около $2000. «В базе» полный привод имеет лишь самая дорогая версия Volvo V70 T6.


На скользком 35-процентном уклоне система HDC работает безупречно

Нет, для России Volvo XC70 куда предпочтительнее. Даже с учетом более высокой цены — полноприводный XC70 дороже переднеприводного V70 в среднем на 4000 евро. Это в Германии. Ситуация с ценами в России пока не разрешилась — до начала продаж еще три месяца. Но, как говорят в Volvo, новый универсал V70 будет стоить практически столько же, сколько и седан S80, цены на который начинаются от $46900 (версия 2.5T с механической коробкой передач). Универсалы с «автоматами» и дизельным мотором, не говоря уже о версии XC70, будут однозначно дороже — около $50000—55000. Но поднимать цены выше шведам смысла не имеет. Ведь более крупный и престижный кроссовер Volvo XC90 2.5T можно купить за $57900…

Паспортные данные
Параметры Автомобили
Volvo V70 Volvo XC70
Модификация 2.5Т D5 I6 T6 D5 I6
Тип кузова пятидверный универсал пятидверный универсал
Число мест 5 5
Размеры, мм длина 4823 4838
ширина 1861 1861
высота 1547 1604
колесная база 2816 2815
колея передняя/задняя 1588/1586 1604/1570
дорожный просвет 143 210
Объем багажника, л 575/1600* 575—1600*
Снаряженная масса, кг 1632 1652 1653 1765 1794 1742
Полная масса, кг 2150 2180 2150 2220 2390 2390
Двигатель бензиновый, с турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый, с турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом бензиновый,с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 5, в ряд 6, в ряд 5, в ряд 6, в ряд
Рабочий объем, см³ 2521 2400 3192 2953 2400 3192
Степень сжатия 9,0:1 17,3:1 10,8:1 9,3:1 17,3:1 10,8:1
Число клапанов 20 20 24 24 20 24
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 200/147/4800 185/136/4000 238/175/6200 285/210/5600 185/136/4000 238/175/6200
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 300/
1500—4500
400/
2000—2750
320/3200 400
/1500—4800
400/200—2750 320/3200
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) автоматическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) автоматическая, 6-ступенчатая
Привод на передние колеса полный, с муфтой Haldex в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 215/55 R16 215/55 R16 225/50 R17 235/55 R17
Максимальная скорость, км/ч 230 (220)** 225 (215) 235 245 210 (205) 215
Время разгона 0—100 км/ч, с 8,1 (8,5) 8,9 (9,4) 8,4 7,2 9,3 (9,9) 8,6
Средний расход топлива, л/100 км 9,3 (10,2) 6,5 (7,4) 10,5 11,3 7,3 (8,3) 11,4
Емкость топливного бака, л 70 70
Топливо АИ-95—98 дизтопливо АИ-95—98 дизтопливо АИ-95—98
* Со сложенными задними сиденьями
** Данные в скобках — для автомобилей с автоматическими коробками передач

Вначале было…

Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ

Первый универсал Volvo появился на свет в 1953 году — это был трехдверный Volvo PV445 Duett, построенный на агрегатах легковой модели PV444. Название Duett означало, что универсал может быть как «рабочей лошадкой», так и семейным автомобилем для выездов за город. От прародителя Дуэту достались вся передняя часть кузова до дверей, двигатели объемом 1,4 и 1,6 л, трехступенчатая коробка передач. Но если у седана PV444 был несущий кузов, то у универсала — полноценная рама! Дело в том, что шасси с легковой передней частью кузова и задней рессорной подвеской выпускалось еще с 1949 года — сторонние фирмы использовали его для постройки кабриолетов, универсалов, фургонов и пикапов. Именно успех подобных грузопассажирских моделей и сподвиг фирму Volvo на постройку собственного универсала.

В 1958 году базовая модель была модернизирована — появился седан Volvo PV544. А через два года обновили и универсал: Volvo P210 Duett отличался от предшественника моторами с увеличенным до 1,8 л объемом, цельным лобовым стеклом и новой приборной панелью. Универсалы Duett были очень популярны и продержались на производстве до 1969 года, в то время как выпуск базовой модели Volvo PV544 прекратился четырьмя годами ранее.

Универсал Volvo P220 нового семейст­ва Amazon дебютировал в 1962 году на мотор-шоу в Стокгольме. Пятидверный автомобиль был заметно крупнее Дуэта и уже не претендовал на роль фургона. Дизайн Volvo P220 Amazon был выполнен в американском стиле. Задняя зависимая подвеска стала пружинной. Как и базовый седан P120, универсал отличался неплохим уровнем пассивной безопасности — здесь применялись травмобезопасная приборная панель и ремни для всех седоков (спереди — трехточечные). Двигателей предлагалось два — объемом 1,8 или 1,9 л мощностью от 75 до 115 л.с. в разных версиях. Новинкой 1965 года стал трехступенчатый «автомат» Borg-Warner.

В ноябре 1967 года появился совершенно новый Volvo 145 — первый универсал с зонами запрограммированной деформации кузова при авариях. В этом автомобиле уже присутствуют основные черты современных больших универсалов Volvo — вертикальная задняя стенка и огромный багажный отсек, объем которого у Volvo 145 превышал два кубометра! Изначально задние боковые окна состояли из двух частей, но в 1970 году их место заняло единое стекло. Схема подвесок осталась прежней, зато на всех колесах появились дисковые тормоза. На универсалы ставили двигатели объемом 1,8—1,9 л мощностью 85—135 л.с. Была грузопассажирская модификация Express с высокой крышей.

В 1974 году в результате глубокой модернизации серии Volvo 140 было представлено новое семейство — Volvo 240. Американское управление дорожной безопасности NHTSA признало Volvo 240 самым безопасным автомобилем на рынке США — этому способствовали утопленные дверные ручки, увеличенные бамперы, измененный передок и иное оформление интерьера. Двойные поперечные рычаги в передней подвеске уступили место стойкам McPherson. Моторы были такими же, как у седанов, — от 68-сильного дизеля до 150-сильного бензинового двигателя с турбонаддувом. А с 1975 по 1985 год выпускалась модификация Volvo 265 с мотором V6 PRV (Peugeot-Renault-Volvo) мощностью до 156 л.с.

Престижные универсалы Volvo 740 и 760 появились в 1985 году как замена модели 265 — прежде всего для американского рынка. Версия 740 оснащалась четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями, а на Volvo 760 ставили моторы V6. Дизельные двигатели и четырехцилиндровые бензиновые агрегаты с турбонаддувом (165 л.с.) были общими для обеих версий. Интересно, что в статистике продаж доля модификации 760 составила всего около 10% — покупатели предпочитали более доступные версии.

В 1990 году появилось семейство Volvo 940/960 — модернизированные модели 740 и 760. Внешность изменилась не сильно, зато теперь было жесткое разделение по двигателям: турбодизели и четырехцилиндровые агрегаты — у Volvo 940, а рядные бензиновые «шестерки» — у 960-й модели. Первая продержалась на производстве до 1998 года и ушла на покой в первозданном виде, а вторая была модернизирована в 1995 году — у Volvo 960 изменилось «выражение лица», универсал наконец-то обзавелся задней независимой подвеской (на седанах она появилась еще в конце 80-х годов) с поперечной однолистовой рессорой из композитных материалов. В 1997 году индекс 960 сменился на V90, а через год производство было свернуто.

Февраль 1993 года ознаменовался появлением переднеприводного универсала Volvo 850. Покупателям предлагались только пятицилиндровые двигатели — бензиновые (в том числе с турбонаддувом) и один турбодизель. Спереди у машин были стойки McPherson, сзади — независимая двухрычажная подвеска. Volvo 850 стал первым универсалом, на который с 1994 года начали устанавливать боковые подушки безопасности. В 1996 году появился полноприводный универсал Volvo 850 AWD с вискомуфтой в приводе задних колес и многорычажной задней подвеской.

В конце того же года серия 850 была модернизирована и, в соответствии с новой системой индексации моделей, преобразована в 70-е семейство — универсал стал называться Volvo V70. Новая передняя панель, слегка измененный передок... В 1997 году появилась еще одна полноприводная модификация — V70 XC (Cross Country) с увеличенным дорожным просветом и пластиковым обвесом. На версию XC пришлось 17% выпущенных универсалов.

В конце 1999 года начался выпуск Volvo V70 второго поколения. В отличие от предшественников, этот универсал стал самостоятельной моделью. Чтобы обеспечить хорошую аэродинамику, сохранив при этом традиционный «квадратный» багажный отсек, передок пришлось сделать более обтекаемым и «зализанным». В начале 2000 года в продажу поступила модификация Volvo XC70, у которой в приводе задних колес появилась многодисковая муфта Haldex с электронным управлением. Под капотом, как и прежде, — только пятицилиндровые агрегаты мощностью до 300 л.с. у модификации V70 R. Производство Volvo V70 второго поколения завершилось в 2007 году с появлением автомобилей третьего поколения.

Volvo PV445 Duett (1953—1960), вместе с шасси и фургонами выпущено 20283 экземпляра Volvo P210 Duett (1960—1969), вместе с фургонами выпущено 60959 экземпляров Volvo P220 Amazon (1962—1969), выпущено 73197 экземпляров
Volvo 145 (1967—1974), выпущено 268317 экземпляров Ранний вариант Volvo 245 (1974—1981) Модернизированный Volvo 240 (1981—1993), всего с 1974 по 1993 год выпущено 942448 универсалов 200-й серии
Универсал Volvo 740/760 (1985—1990), выпущено 376042 экземпляра Volvo 940 (1990—1998), до 1995 года так же выглядел и универсал Volvo 960 Volvo 960/V90 (1995—1998), всего было выпущено 282363 универсала моделей 940, 960 и V90
Volvo 850 (1993—1996), выпущено 326100 универсалов Volvo V70 XC (1997—2000), всего с 1996 года выпущено 373689 автомобилей семейства V70 первого поколения Volvo XC70 (2000—2007)

Под фанеру

Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора

Одновременно с дебютом «семидесятки» в Германии состоялась премьера обновленных Volvo S40/V50. Я поездил на седане S40, прокатился на универсале V50 и…


«Фанерная» отделка салона — на любителя

Шасси осталось прежним. Единственное техническое достижение — увеличение мощности двигателя топ-версии T5 с 220 до 230 л.с. Остальное — чистый макияж. Новые светотехника и бамперы сделали S40 похожим на S80, а V50 — на новоиспеченный универсал V70. А если заглянуть в салон, то… Неужели шведы внедрили отделку фанерой? «Новый вариант: панели из светлого скандинавского дуба», — гордо объяснили дизайнеры. И действительно, на панелях сверху приклеены тонкие пластинки натурального дерева. Но вот «фанерная» структура, которая видна на боковом срезе, — это пластиковая имитация.

А еще в салонах S40 и V50 появились новые места для мелких вещей. «Мы не прекращали работы до тех пор, пока не удостоверились, что каждый сантиметр пространства используется максимально эффективно», — объясняет Стив Харпер, ответственный за дизайн обновленных Volvo. В карманы передних дверей теперь помещаются папки с бумагами формата А4. На центральной консоли появились ниша для мобильного телефона и шторка, закрывающая подстаканники. Изменилась форма рукоятки стояночного тормоза. А консоль теперь тянется к задним сиденьям и оканчивается откидным держателем для полуторалитровых бутылок — симпатично и удобно.

На S40/V50 тоже можно установить сиденья-трансформеры, но только «одноэтажные»
— для детей постарше
Надстройка над тоннелем стала симпатичнее и вместительнее Объем багажника универсала Volvo V50 — 362 л до уровня шторки, но если сложить задние сиденья, то полезный объем (под крышу) составит 1257 л

Понятно, что фейслифтинг Volvo не мог пройти без внедрения новых систем безопасности. Среди них двухрежимные стоп-сигналы: при обычном торможении они просто горят, а если водитель резко жмет на тормоз, фонари начинают мигать, предупреждая тех, кто едет сзади, об опасности. Если обновленный Volvo попадает в аварию и срабатывают подушки безопасности, то автоматически включается аварийная сигнализация. А в темное время избежать неприятностей помогут поворотные биксеноновые фары, которые появились в списке опций.

Система BLIS доступна и на младших сериях Volvo

Аудитория покупателей S40 стремительно молодеет: если сравнивать с машинами первого поколения, выпускавшимися до 2003 года, то доля покупателей в возрасте до 35 лет выросла с 23% до 45%. И руководство компании Volvo всячески поощряет молодежь: так, для новых S40/V50 доступна аудиосистема Premium Sound c цифровым усилителем Alpine, которая позволяет слушать музыку в формате Dolby Pro Logic II Surround. Отдельно можно заказать адаптеры для подключения плееров iPod или любых других — с помощью USB-кабеля.

Впрочем, молодежь больше бы привлекли низкие цены. Но здесь — извините… Как водится, после фейслифтинга цены на Volvo S40/V50 подросли. Если в начале года седан S40 с двигателем 1.6 (101 л.с.) можно было купить за $23900, то теперь обновленный автомобиль с тем же мотором стоит $25400. С «автоматом» по-прежнему предлагается лишь 170-сильная версия с мотором 2,4 л — цены на нее начинаются от $32900. А за топ-версию 2.5 T5 (230 л.с.) придется выложить $40900. Универсалы Volvo V50 в среднем на $1300 дороже седанов.


После фейслифтинга Volvo V50 (слева) и Volvo S40 (справа) стали похожи на «старших братьев» V70 и S80

Источник: АвтоРЕВЮ